Крыловидные гусли [гусли с открылком] один из наиболее распространенных типов традиционных гуслей в Латвии и России, встречается в Эстонии, а также это единственный
традиционный тип гуслей в Беларуси. Хоть традиция игры на гуслях в Беларуси прервалась, инструменты, на которых играли беларусы, можно встретить в музеях и очерках исследователей
этнографии Беларуси начала XX века.
Корпус: ольха. Ольха, наряду с елью и
сосной, — наиболее традиционный материал для корпусов гуслей всех видов и традиций. К примеру, из ольхи сделан корпус белорусских гуслей из коллекции
Е. Р. Романова (Российский этнографический музей). Гусли с ольховыми корпусами сбаллансированы по тембрам и громкости. Такие инструменты крепкие и
надёжные. Покрытие: бейц плюс вощение. На открылке вырезан символ, типичный для белорусского народного орнамента.
Голосная доска: ель. Ель — наиболее традиционный вариант дерева для голосной доски.
Правильный подбор музыкальных особенностей конкретной голосной доски из ели, и соблюдение технологии при приклеивании — позволяет инструменту тембрально раскрыться, добавляет в звучание теплоты.
А также от хорошей деки напрямую зависит громкость инструмента.
Колки: груша.
Груша — идеальный материал для колков. Груша очень твердое дерево, но в то же время поверхность груши достаточно мягкая для того,
чтобы колки великолепно подстроились под коническое колковое отверстие, плавно крутились и идеально держали строй.
Струны: голые стальные, натяжение слабое. Металлические струны возможно стояли ещё на гуслях XI века, и наиболее подходят
современному музыканту. Сечения струн в комплекте среднего натяжения варьируются от 0.026" до 0.013". Чем выше натяжение струн, тем громче инструмент. Чем слабее натяжение,
тем больше обертонов в звуке каждой струны, тем богаче звучат гусли. Конечно, всему есть свой разумный предел: слишком сильно натянутые стуны рвутся (или портят инструмент),
а слишком слабо натянутые не играют стройно. Предложенный здесь вариант оптимален для этой модели гуслей.
Основные тональности: Am (ля минор), С (до мажор), G (соль мажор).
Эти гусли звучат значительно ниже обычных, хоть диапазон и отличается всего двумя новыми басовыми струнами 1-D и 2-E.
Для сравнения привычный строй гуслей:
На этом отличия заканчиваются. Вся аппликатура, вся техника - идентичны. Как будто вы используете гитару с каподастром.
Датчик: многолетние эксперименты с подзвучкой гуслей на сцене,
привели меня к именно этой модели датчика. Здесь идеально вызвучены бархатные, типичные для гуслей басы, что с помощью микрофона часто невозможно на сцене из-за обратной связи.
Здесь подчёркнута атака, но не слишком - чем грешат обычно все альтернативные варианты съёма. Я по прежнему остаюсь приверженцем подзвучки гуслей на сцене микрофоном.
Микрофон передаёт всё богатство звучания гуслей. Но датчик - это очень удобно. Часто позволяю себе снимать гусли только с помощью датчика.
А наилучшим вариантом подзвучки является микс пьезодатчика и микрофона.
Футляр:
В комплекте каркасный сумочный футляр. Снаружи водонепроницаемая ткань, а все стенки проложены двумя слоями пенки и слоем жесткого пластика. Лучшая комплексная защита инструмента от
воды, падений и ударов. Удобные лямки для переноски за спиной, мягкие ручки для горизонтальной и вертикальной переноски. Два выносных кармана формата A4, одно внутреннее отделение для мелочей.
Плетеный пояс для игры стоя:
Традиционный пояс, плетеный на бёрдо.