English Беларуская мова Русский язык


Ставим струны

На ваших гуслях нет струн и вы не знаете как их поставить? Вы заказали себе гусли со струнами, настроенные, всё было хорошо и вдруг — беда — порвалась струна.

Приведённая методика усвоена от Донатса Вутинса (Donats Vucins - легендарный мастер, стоявший на заре возрождения латышских гуслей в конце прошлого века), проработана и усовершенствована мной.

Для того, чтобы воспользоваться моей методикой вам понадобятся: 1) гусли :), 2) струны, 3) пальцы :), 4) плоскогубцы и(!) "утконосы". У меня в футляре всегда с собой плоскогубцы и "утконосы". Рекомендую вам также с ними не расставаться.

Возьмите струну и "откусите" с неё все петельки, косички и прочую "негусельную инфраструктуру". Затем кончик струны длиной 2,5—3 см оберните пальцами вокруг окончания "утконосов".

Убедитесь, что загиб получился скруглённый, без заломов. Зажмите загиб кончиком плоскогубцев, как это показано на иллюстрации. Коротким хвостом от себя.

Возьмите короткий хвост пальцами и, направляя его большим пальцем, обкрутите сверху вокруг длинного хвоста струны. Когда короткий хвост загнётся за длинный, как это показано на рисунке, конструкция перестанет пытаться распрямиться. Можно расслабиться.

Берём в правую руку "утконосы" и, перехватывая кончиком "утконосов" короткий хвост струны у самого основания, как это показано на рисунке, начинаем уверенно, красиво и точно, виток к витку укладывать короткий хвост вокруг длинного.

Когда короткий хвост уляжется в спираль целиком, мы получим готовую к употреблению гусельную струну. Как показывает практика, струнные фабрики не могут изготавливать такие косички автоматизированно. Вам придётся, также как и мне, набивать руку самому. Посмотрите какая красивая "косичка" на рисунке. Это не Photoshop, это шесть лет плетения гусельных косичек по приведённой методике. :)

Запихиваем нашу струну под струнодержатель петелькой вперёд. Длинный хвост струны пропускаем в петельку.

Вот что должно у вас получиться.

Тянем длинный хвост струны к колкам. Не оставляйте слишком длинным этот длинный хвост. Примерьте его, без усилия(!) затянув за колок на 6—10 см, и там безжалостно "откусите" — иначе излишки струны, намотанные на колок, будут различными путями пачкать чистое звучание вашего инструмента.

Вставьте кочик струны в отверстие на колке на всю глубину отверстия, но так, чтобы струна не показалась с другой стороны (это может вносить мусор в звучание). Не забудьте слегка выкрутить (т.е. ослабить) колок перед этой операцией, чтобы поворачивать его с меньшим усилием.

Натягивая струну большим пальцем от колка, начинайте крутить колок, укладывая струну виток к витку вверх по колку (если у вас расколотые колки, а не с отверстием, — всё делается точно так же, только струна укладывается вниз по колку от раскола). На этом этапе постоянно проверяйте, чтобы в области струнодержателя петелька вашей струны не зацепилась за петельки других струн. Иногда бывает потом очень проблематично её высвободить.

Когда струна выпрямилась между струнодержателем и колком. Зафиксируйте колок, чтобы можно было отпустить руки, но не натягивайте пока струну сильно. Оставьте её свободной для следующей операции. Посмотрите на свою петельку. В 99% случаев она будет выглядеть так, как показано на рисунке, т.е. перекошенной. Если затянуть струну до конца с такой петелькой, она может звучать приглушенно или с посторонними призвуками.

Возьмите длинный острый предмет (иглу, спицу или тонкий гвоздик), аккуратно просуньте его в петельку и выровняйте петельку, стараясь не оставить заломов на струне.

У вас должно получиться так.

Теперь на колке самый последний виток отодвиньте ногтем от остальных витков, как показано на рисунке. Если этого не сделать, то можно получить в итоге заглушенный звук или посторонние призвуки в звучании струны. Не забудьте на этом этапе проверять, чтобы все струны были равноудалены от деки.

Всё. После этого можно натянуть струну до рабочего натяжения.


Аккорды

Рассмотрим наиболее часто применяемый сегодня в традиционных 11-струнных гуслях строй:

или с си-бекаром:

Выберите аккорд из списка:



До мажор

Основной мажорный аккорд для рассматриваемого строя. Как правило все мажорные наигрыши исполняются именно в этой тональности. Часто в белорусских и латышских танцах мелодия выщипывается в сопровождении только двух аккордов: до мажора и ре минора с басом соль.

Часто для мажорных наигрышей используют разновидность строя с си-бекар (9-я струна).

Другой популярной мажорной тональностью для этого строя является фа мажор.



Ре минор

Основной минорный аккорд для рассматриваемого строя. Большинство минорных наигрышей исполняются именно в этой тональности. Много белорусских минорных народных песен исполняются под аккомпанемент всего нескольких аккордов: ре минора и соль минора. Так же аккорд до мажор нередко следует за ре минором в аккомпанировании белорусским мелодиям.

Часто для минорных наигрышей используют разновидность строя с си-бемоль (9-я струна).

Другой популярной минорной тональностью для этого строя является ля минор.



Ре минор полный

Это разновидность аппликатуры для ре минора, когда есть необходимость добраться до 11-ой струны (верхнее ре), тогда большим пальцем левой руки можно изловчиться и заглушить сразу две струны 9-ю и 10-ю.

Это аккорд эпизодический, часто не встречается, потому как очень неестественно приходится выворачивать левую руку.



Ре минор с басом соль

Редко где встречается, за исключением мажорных танцевальных наигрышей, где обычный ре минор показался бы слишком контрастно минорным. В то время как ре минор с басом соль звучит очень весело.

Традиционно используется в латышских танцах.



Ля минор

Используется редко: как правило, только если играть в тональности ля минор. Для этого используют разновидность строя с си-бекар (9-я струна).



Фа мажор

Часто встречается практически во всех тональностях. Так же фа мажор является одной из возможных мажорных тональностей для гуслей этого строя.



Соль минор

Один из наиболее часто встречаемых практически во всех тональностях аккордов. Очень расширяет диапазон гусельных возможностей перестройка 9-й струны с си-бемоль на си и обратно. Т.к. это соответственно позволяет использовать в разных композициях и соль минор, и соль мажор. Так же соль минор является одной из возможных (правда редко встречаемой) минорных тональностей для гуслей этого строя.


Алесь Чумаков. Минск. 2008 год.