English Беларуская мова Русский язык



Исследование публикаций показывает, что на территории этнографической Беларуси как минимум 7 гуслей зафиксировано этнографами на рубеже XIX—XX веков. История белорусских гуслей вполне реальна и подкреплена "живыми" экспонатами. Большая часть этих экспонатов находится в хранилищах санкт-петербургских музеев по сей день.


Белорусские гусли из коллекции Е. Р. Романова (1902 г.)

1

"Гусли новые, имеющие плоский треугольный ящик из ясеневых досок длиной 14 вершков (вершок — старая русская мера длины, равная 4,4 см, т.о. здесь и далее в скобках указан пересчёт на см.: 61,6 см) и шириной 4 вершка (17,6 см). Струны металлические, числом девять. Приобретены в Люцинском уезде, где белорусское население смешалось с латышским. Инструмент употребляется и латышами".

Е. Р. Романов, 1902 г. // И. Д. Назина, 1982 г.


2

"Гусли в виде треугольника из толстой ольховой доски, которая под струнами выдолблена. Углубление это прикрыто резонатором с пятью просверленными отверстиями, длина 14 вершков (61,6 см), ширина 5,5 вершка (24,2 см). Струны металлические, числом девять, натягиваются колышками. Для игры струны перебираются пальцами. Гусли были любимым музыкальным инструментом духовенства, помещиков, шляхты. Теперь они выходят из употребления. Присылаемый экземпляр примитивной, топорной работы… По преданию, ему около 100 лет (от шведа — 1703—1708 гг.)".

ГМЭН СССР. Музыкальная кладовая, № 208-2.
Е. Р. Романов, 1902 г. // И. Д. Назина, 1982 г.

Бытование этого инструмента зафиксировано Е. Р. Романовым в Себежском уезде Витебской губернии на рубеже XIX—XX веков. Это одна из широко распространённых форм инструментов для Латгалии и Псковщины. Предлагаю на вопрос, какими были беларуские гусли на Витебщине, отвечать: вот такие.

Касательно мифа о древности инструмента, увы, он был развеян. Более подробное исследование вопроса показало, что инструмент был сделан намного позже 1708 г. (по материалам конференции/симпозиума "Гусли — русский народный инструмент", 2003 г. СПб, Фольклорно-этнографический центр).


Беларуские гусли из коллекции Н. И. Привалова (1911 г.)

3

"Звончатые гусли Витебской губернии Люцинского уезда Михайловской волости, деревня Пудиново. Игрок и доставитель инструмента крестьянин Никандр Константинов Елагин. Прием игры бряцаньем плектра в правой руке и в то же время перебор струн глушащими пальцами левой руки. Два баса витых серебряной канителью, 11 струн стальных..."

Государственный музей этнографии народов СССР, 1982
Н. И. Привалов, 1911 г. // И. Д. Назина, 1982 г.

Предположительно, та же традиция что и инструмент №2 (из коллекции Е. Р. Романова).


4

"Звончатые гусли Витебской губернии. Доставил П. Д. Луранг. Струны медные. Строй не сохранился".

Государственный музей этнографии народов СССР, 1982
Н. И. Привалов, 1911 г. // И. Д. Назина, 1982 г.

Эти гусли пока вообще представляются загадкой... Хотелось бы узнать о них больше.


5

"Звончатые гусли Витебской губернии. Более совершенный экземпляр собственноручной работы П. Д. Луранга (хорошего гусляра — латыша по происхождению). Металлические колки, 16 стальных струн..."

Государственный музей этнографии народов СССР, 1982
Н. И. Привалов, 1911 г. // И. Д. Назина, 1982 г.

Не смотря на то, что гусли делал латыш по происхождению, целесообразно говорить об этом инструменте как об инструменте, вобравшем в себя черты и беларуской традиции, т.к. беларусы и латыши жили в тут долгое время на одной территории. А за отсутствием множества других хороших примеров беларуской традиции, изучению особенностей этого инструмента, также как и остальных приведённых тут, следует уделить большое внимание.


6 (?)

"На рыс.19 падаю зьняты мною рысунак беларускіх гусьляў з Віцебшчыны, экзэмпляр з 13 мэталічнымі струнамі. Калочкі таксама жалезныя. У верхняй дошцы прарэзаны "галасьнікі" ў постаці дробных круглых дзірачак. Працяг верхняй дошкі, над рэзонанснай скрынкай (у постаці адкрылка А) служыць пры іграньні для апоры локця левай рукі, якая прыглушае сваімі пальцамі струны інструманту... Часам адкрылку А ня робяць: гусьлі тады прымаюць выгляд кантэле."

Н. И. Привалов, 1928 г.

Сравнивая это описание с приведёнными выше — приходим к выводу, что эти гусли не были одними из трёх, попавших в Санкт-Петербургские музеи. Если верить книге, этот рисунок был "снят" с реального этнографического инструмента встреченного Н. И. Приваловым в его экспедициях. Хотя возможен и факт, что рисунок был "выдуман" исследователем по мотивам его экспедиционных наблюдений. Уж очень нетипичные для этнографических гуслей некоторые особенности у этого нарисованного инструмента. Я придерживаюсь именно этого мнения.


Неопознанный экспонат (1930 г.)

7 (?)

"Ещё один экземпляр белорусских гуслей экспонируется в Музее музыкальных инструментов ЛГИТМиК (инв. № И-1429). К сожалению, этот экспонат не имеет паспортизации (в книге учета отмечено только, что он получен по акту от 10 октября 1930 г. из Ленинградской государственной консерватории)."

И. Д. Назина, 1982 г.

Представляя положение вещей, касательно хранения беларуских гуслей в Санкт-Петербурге, я предпологаю, что это может оказаться один из инструментов описанных выше. А может быть и уникальный не из числа этих 5-ти.


Описания взяты из монографии И. Д. Назиной
"Беларуские народные музыкальные инструменты", т.2 — "Струнные". Мн, 1982 г.
и из работы Н. И. Привалова "Народные музыкальные инструменты Беларуси", Мн. 1928 г.

В скобках указан год составления приведённых ниже описаний инструментов.

Алесь Чумаков. Минск. 2005 год.