На этой странице перечислю исследователей, музыкантов и мастеров,
с работами и заслугами которых в гусельной тематике рекомендую быть знакомым.
Феофилакт Симокатта (580—не раньше 630) Византия, Константинополь
Хронологически первое косвенное свидетельство о гуслях встречается в работе Феофилакта Симокатты "История". В книге шестой, главе второй
"Маврикий и три славянина (592 г.)" автор описывает встречу византийского императора Маврикия с тремя славянами, у которых при себе были не то кифары, не то лиры. Полностью этот фрагмент можно найти в разделе библиотека.
Симокатта родился в Египте. Префект этой византийской провинции приходился Феофилакту родственником. Вероятно учился в Афинах. Вероятно при императоре Ираклии перебирается в Константинополь. Помимо "Истории" известны также ряд других его сочинений среди которых: естественнонаучная «Quaestiones physicae», сборник писем.
Больше информации о Феофилакте Симокатте:
Феофилакт Симокатта, biblioclub.ru
Преподобный Феодосий Печерский (1036—1074) Киев
Монах, один из основателей Киево-Печерского монастыря, автор поучений
и посланий к великому князю Изяславу Ярославичу (1024, Новгород - 1078, Битва на Нежатиной Ниве). Благодаря Феодосию Печерскому,
описавшему свой визит к великому князю, нам известно, что в Киеве при княжеском дворе гусли не были редкостью:
"увидел... играющих гусельные гласы, поющих органные гласы ... якоже обычай есть перед князем". Это XI век, где-то под 70-е года. Это где-то как датировка гуслей Словиша.
Более подробно о Феодосии Печерском:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Феодосий_Печерский
Фаминцын Александр Сергеевич (1841—1896) Россия, Санкт-Петербург
 Важное место в "списке почетных гусляров", занимает человек,
который, скорее всего, на гуслях никогда и не играл. Но представлял себе этот инструмент и многие его разновидности
очень хорошо. Вписал своё имя в историю гуслей этот музыкальный критик и композитор, когда - опередив время - опубликовал научную работу по истории и типологии гуслей.
Роль Фаминцына в привлечении внимания к гуслям огромна. Будучи профессором Санкт-Петербургской консерватории,
он, среди прочих своих профессиональных публикаций, писал музыкально-исторические очерки с исследованиями
глобальных вопросов ("О складе народно-русской песенной речи", "Божества древних славян", "Скоморохи на Руси"),
глубоко уходящих в ведение таких наук как лингвистика и истории — не являясь профессиональным лингвистом и историком,
а только с позиции профессионального музыканта. Его работы для современников были настолько спорными и вызывающими
такую лавину критики, что отголоски той шумихи привлекают внимание к книгам Фаминцына по сей день.
При этом в них столько смелых и свежих идей и подходов, что все его труды актуальны
и сегодня и читаются с интересом и на одном дыхании.
Хочу порекомендовать к прочтению его исторический очерк "Гусли" (СПб., 1890; за эту работу Фаминцыну присуждена
Академией наук серебряная медаль). Эта штука срывает крышу. Наверное благодаря этой книге я занялся изготовлением гуслей.
Много, очень много нелепых и запутанных фрагментов, но очень полезно почитать. Для тех, кто будет искать эту работу,
расскажу, что после написания она публиковалась отдельно, потом, почти через 10 лет после смерти автора
(если я не ошибаюсь в 1905 г.) была издана под одной обложкой вместе с очерками "Скоморохи на Руси" и "Домра и сродные
ей инструменты русского народа...". В 1994 году сборник "Скоморохи на Руси" был переиздан в таком же составе в серии
"Славянские древности" (обложка на иллюстрации).
Более детально с биографией А. С. Фаминцына можно познакомиться тут:
http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=127751 и тут:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фаминцын,_Александр_Сергеевич
Романов Евдоким Романович (1855—1922) Родился в местечке Ново-Белица, сейчас Гомель, Беларусь
Выдающийся археолог, этнограф, историк, фольклорист, краевед, педагог,
один из основоположников белорусской гуманитарной науки. Действительный член Русского географического общества (1886),
Московского общества любителей природоведения, антропологии и этнографии (1886), Московского археологического общества
(1890, член-корреспондент с 1886). Окончил Гомельскую прогимназию (1870), курсы учителей русского языка и истории (1872).
Работал учителем (1872—86), инспектором народных училищ (1886—1906). Член Временной комиссии по устройству
Виленской публичной библиотеки и музея (1906—16). В 1897—1903 гг. редактор отдела газеты "Могилевские
губернские ведомости". С 1910 г. заведующий секцией этнографии и археологии Северо-Западного отделения Русского
географического общества.
Е. Р. Романов — автор более 200 научных трудов по археологии, этнографии, фольклористике,
истории, языко- и литературоведению, археологии, музееведению. Главной линией его научной деятельности стала мысль о самобытной
национальной культуре белорусского народа, который имеет право на самоопределение.
Е. Р. Романову на севере Витебской губернии посчастливилось отыскать два инструмента, поданные им как белорусские
крыловидных гусли. Подробнее про эти находки на странице "белорусские гусли".
Более детально с биографией Е. Р. Романова можно познакомиться тут:
http://mogilewmuseum.iatp.by/romanov_er.html
Привалов Николай Иванович (1868—1928) Россия, Санкт-Петербург (род. в г. Нижний Тагил)
Известный этномузыковед, инструментовед, дирижер, композитор,
коллекционер и собиратель народных инструментов, - родился 22 мая (3 июня) 1868 г. в Нижнем Тагиле Пермской губернии.
В 1877 году семья переехала в Санкт-Петербург. Николай Иванович обучался в 1-м реальном училище, в Горном институте,
в Археологическом институте. Интерес к музыке пробудился в 1882 г., Николай Иванович стал брать уроки игры на цитре,
а с 1888 года сам дает уроки игры на этом инструменте. С 1889 года участвует в публичных концертах, тогда же поступает
в балалаечный кружок В. В. Андреева (позднее преобразованный в Великорусский оркестр). С 1896 года преобразует свой
драматический кружок (созданный в 1880-е годы) в великорусский оркестр Н. И. Привалова.
В 1889—1919 годах служил горным инженером в Санкт-Петербурге. В 1899—1913 годах состоял в штате преподавателей народной
музыки в войсках Санкт-Петербургского военного округа. В 1902—1917 годах организует и ведет «Бесплатные музыкально-хоровые
классы при Городском Попечительстве о народной трезвости». В 1920—1922 годах – профессор и проректор Одесской консерватории,
научный сотрудник кафедры этнографии Одесского археологического института.
Один из основоположников российского инструментоведения. Изучал происхождение и развитие русских музыкальных инструментов
в связи с музыкальной культурой других стран. Первые публикации выходят в 1896 году, с 1905 года читает публичные лекции
в различных учреждениях и организациях.
В коллекции Н. И. Привалова — музыкальные инструменты (более 200) русские, финские, эстонские, литовские, латышские, белорусские, карельские, чувашские, татарские, башкирские,
марийские и др. Наиболее полно представлены разновидности инструментов типа крыловидных гуслей (кантелевидных) — более 40 тщательно
отобранных экземпляров. Коллекционеру удалось приобрести шлемовидные (поволжские) гусли (изготовлены мастером — чувашем).
Основная часть коллекции находится в музеях г. Санкт-Петербург: Российский Этнографический Музей (РЭМ), Музей музыкальных инструментов в Шереметьевском дворце, Государственный Эрмитаж. Среди инструментов,
собранных Н. И. Приваловым есть несколько крыловидных гуслей, которые он описывает в работе "Народныя музычныя інструменты Беларусі" (изд. 1926 г. на бел. яз.).
Более детально с биографией Н. И. Привалова можно познакомиться тут:
http://www.ethnos.nw.ru/biobib/Result.php?fnc=65
Поветкин Владимир Иванович (1943—2010) Россия, Великий Новгород
С 1975 года занимался реставрацией и реконструкцией археологических
находок — деревянных предметов быта древних новгородцев, а несколько позже и берестяных грамот.
Tогда же занялся реконcтрукцией музыкальных инструментов древнего Новгорода.
В 1978 году им по собственной методике были воcстановлены в звучании уникальные лирообразные
гусли середины XI века, на обломке которых сохранилась резная надпись "Словиша".
В 1990 г. выступил одним из создателей неповторимого в России и Европе Новгородского Центра музыкальных древностей.
В течение 20 лет, до самой смерти, являлся его руководителем. Центр музыкальных древностей действует как самостоятельная организация, ведет
научную работу, связанную со всем комплексом вопросов по русским музыкальным древностям, фольклористике, песенным традициям,
ежегодным археологическим находкам, выполняет обширную культурно-пропагандистскую программу находкам.
Владимир Иванович неоднократно выступал на различных конференциях, мастер-классах, фестивалях как в России, так и за её пределами.
Много публикаций на различных сайтах авторства Владимира Ивановича встречаю практически постоянно.
Всё очень интересно. Всё, что найдёте, — рекомендую к прочтению.
Выдержки из нескольких статей есть здесь на сайте в разделе "библиотека".
Более детально с биографией В. И. Поветкина можно познакомиться тут:
http://bibliotekar.ru/rusPovetkin/index.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Поветкин,_Владимир_Иванович
Алесь Чумаков. Минск. 2012 год.
|