Предлагаю к ознакомлению выдержки из следующих публикаций (а также фрагменты лекций):
Крыловидные1
гусли XI в. "Словиша". Инструмент найден в 1975 г. на Троицком II раскопе
в слоях XI в... Удивительной особенностью Троицкой находки было то, что ее дека была изготовлена из дуба2. Другая
особенность этой детали заключается в том, что дека гуслей XI в. не имеет резонаторного отверстия...
Отмечая прекрасное, на сегодняшний день - уникальное, звучание этих гуслей, хочу сказать, что с закрытым
отверстием они не потеряли прелести звука. Разница в звучании настолько мала, что она угадывается скорее
теоретически, нежели практически...
Если в древних гуслях и могли быть отверстия, то они, вероятнее всего, имели естественную природу
возникновения, как, например, отверстие, образованное выпавшим сучком3...
Замечено, что корпус гуслей изготовлялся из сырой (невыдержанной) древесины хвойной породы.
Доказывается это таким образом. Когда мастер намеревался приклеить к корпусу верхнюю дубовую деку,
он вдруг обнаружил, что пока изготовлял деку, корпус гуслей подсох и его "повело". В результате
образовавшейся "восьмерки" дека неровно прилегла к корытцу. Поэтому в узкой части корытца он срезал
с одного бока бортик пониже. Устранив таким образом деформацию, мастер не допустил излишнего
напряжения в корпусе инструмента. Для лучшей фиксации склейки он закрепил верхнюю деку кое-где
деревянными гвоздями4...
Известен строй рога из Олонецкой губернии, совпадающий с древним строем пяти-струнного кантеле.
Подобную проверку можно попытаться сделать, восстановив последовательно сопели, найденные в Новгороде.
К слову сказать, практическая настройка гуслей в виду отсутствия камертона могла производиться не
только при помощи духовых инструментов, но также и при помощи варгана. Ориентацией для правильной
настройки интервалов, вероятнее всего, служили обертоны, извлекаемые на струне при "делении"
последней на две, три и пять частей5...
Поветкин В. И. Новгородские гусли и гудки. Опыт комплексного исследования. // язык и правописание сохранены.
Саха Х. (Финляндия)
Финские кантеле. Существует огромное количество литературы по происхождению
инструментов6, на которых играли в Балтийском регионе (Baltic region)
и Новгороде и одиннадцать инструментов кантеле, найденных археологами при раскопках древнего Новгорода,
датируемых XI-XIV веками...
За века своей истории финское кантеле претерпело множество структурных изменений. Эволюционно и
конструктивно кантеле можно разделить на три основные категории: долблёные кантеле, кантеле со сборным
на раме корпусом и механизированные кантеле (на манер концертных арф)7.
Наиболее старыми кантеле являются кантеле
долбленные, изготовленные из одного куска дерева с отдельной голосной доской: в одних моделях - внизу
(дно) в других - вверху (под струнами) корпуса. Очертания долблёного кантеле наиболее привлекательны:
форма напоминает треугольник с одной отсечённой вершиной с неправильными сторонами и линиями.
Народные кантеле к тому же всегда уникальны в дизайне, так как каждый мастер добавлял что-то от
себя, как это всегда бывает в народных ремёслах...
Долблёные кантеле имели всего несколько струн, обычно только пять. В давние времена струны
изготавливались из конского волоса, позже из медной и металлической проволоки. Не было порожка,
о который опирались бы струны, которые крепились к колкам с одной стороны и металлическому пруту
с другой. Пяти-струнные кантеле настраивались в мажорный или минорный пентаккорд (соответствующий
пяти первым нотам диатонической гаммы), хотя встречалось, когда средняя, третья, была "чем-то
нейтральным", т.е. где-то между мажорной и минорной третьей ступенью8...
Hannu Saha The Kantele — from Epic to Eclectism. // перевод с англ. А. Чумакова.
Мехнецов А. М. (Россия)
Русские гусли XI—XX вв. В русском музыкальном искусстве с XII—XVIII вв. название "гусли"
закрепляется за различными по происхождению (в том числе воспринятыми из европейской музыкальной практики)
видами струнных щипковых гуслеподобных инструментов, конструкция которых согласуется с одним из основных
принципов устройства гуслей - натяжение струн параллельно резонаторной доске9: треугольные и шлемовидные
гусли (гусли-псалтирь), гусли-цитры (титры — пск. диал.,) прямоугольные (клавиро- или столообразные)
гусли, а также современные усовершенствованные инструменты...
На основе общего конструктивного принципа в разных этнических культурах формируются однотипные или
близкие по типу гуслям инструменты : кантеле (карелы, финны), каннель (эстонцы), кокле (латыши), канклес
(литовцы)10...
"Открылок" - выступающая за колковый ряд часть лицевой стороны доски11...
Основным материалом для изготовления корпуса гуслей служит мелкослойная ель, сосна; в Новгородской
области преимущественно используется ольха. Для накладной деки почти повсеместно употребляется ель...
Мехнецов А.М. Русские гусли. // Гусли — русский народный музыкальный инструмент:
каталог выставки. — СПб.: Фольклорно-этнографический центр, 2003. — 112 с., ил. // язык и правописание
сохранены.
Назина И. Д. (Беларусь)
Гусли типа крыловидной цитры12. В настоящее время факт
существования гудка и гуслей у белорусов, как и у других восточнославянских народов, признан бесспорным.
А между тем никаких документальных свидетельств, которые бы подтверждали этот факт, до сих пор не
обнаружено13...
Как известно, они [гусли] часто упоминаются в белорусских народных календарно-земледельческих и
свадебных песнях, сказках и преданиях, что можно расценить как свидетельство древнего происхождения
инструмента14. Нередко говорится о нём в древнерусских и
древнебелорусских литературных источниках... А между тем факт существования у белорусов гуслей типа
крыловидной цитры не доказан15...
К сожалению, Е.Р.Романов, как и Н.И.Привалов, не указал национальности лица, у которого был
приобретён инструмент16, а такое указание представляется нам особенно
важным17, поскольку коллекция народных музыкальных инструментов Романова,
как отмечено им самим, собрана от белорусов, латышей и евреев. Несомненно, смешанная этническая среда
Себежского и Люцинского уездов Витебской губернии18 была весьма
благоприятной для взаимодействия музыкальных традиций разных народов, а, следовательно, и для
использования ими одних и тех же музыкальных инструментов19...
Таким образом, ни данные, опубликованные Приваловым, ни вещевой материал, собранный Приваловым и
Романовым, не могут служить прямым доказательством бытования гуслей у белорусов на коренной территории
их расселения20.
Многозначность термина "гусли" прослеживается и на территории РСФСР, в Смоленской и Калининской
областях21. Так, В. Н. Добровольский, изучавший западную, пограничную с
Белоруссией часть Смоленщины, отметил названия "гусли" и "дудки" как синонимы22...
В одной из них [из народных песен] говорится о "двайчастых гуслях":
А я пайду, маладзенька,
У зілёную рошчу,
А я выкалю, маладзенька,
Кляновую доску,
А я здзелаю, маладзенька,
Двайчастыя гуслі.
Каму ў гуслі йграці,
Каму танцуваці?
Іванушкі ў гуслі йграць,
А Мар'і плясаць...
В. Добровольский, записавший эту песню на Смоленщине, пояснил: "Двайчастыи гусли — гусли в два
ряда"23. Принимая во внимание свидетельства К. Квитки и Ф. Рубцова,
можно допустить, что речь идёт о парных дудках24.
Назина И.Д. Белорусские народные музыкальные инструменты: Струнные. — Мн.:
Наука и техника, 1982. — 120 с., ил. // язык и правописание сохранены.
Привалов Н. (Беларусь)
Струнныя інструманты. Псалтырныя.25 (...)26
Славяне, якія прыйшлі на ўсх. славянскія землі з паўднёва-заходняй стараны, значна пазьней за
фінаў, на сваім шляху да Балтыцкага мора, урэзаліся ў фінскую масу, уступіўшы з ёй пасьля ў
цесныя стасункі27.
Прынёсшы з сабой пракавечны свой інструмант гусьлі (ад дзеяслова "густи", г. зн. "гудзець"),
славяне палюбілі таксама фінскае кантэле і мала-па-малу ўвялі яго ў сябе, перанёсшы на кантэле
назоў "гусьлі", якія зьяўляюцца інструмантам зусім іншага тыпу, а ласьне - смычковым.
Паўднёва-славянскія гусьлі, якія і дагэтуль вельмі популярны ў сэрбаў, далматцаў, чорнагорцаў
і часьцю ў баўгар, словам на Балканкім паўвостраве, зьяўляюцца прототыпам смычковага інструманту,
занесенага з Усходу: гэта аднаструнная скрыпка, каторая пры іграньні трымаецца простападна — крыху
пахіленай, як цяперашняя віёлянчэля (кодаб яе овальна напоўклубавідны, гл. рыс. 17
[рис. к статье]). Смычок — у форме лука, г. зн. прымітыўнай формы; нацёршы яго цяціву
(зробленую з пучка валасоў з конскага хваста) смалой або каніфоляй, водзяць па такой жа
валасянай адзінай струне інструманту; пальцамі-ж левай рукі націскаюць на струну, атрымліваючы
рознагучную яе даўжыню, г. зн. тоны рознай музычнай вышыні. Заместа верхняй дэкі, інструмант
зацягнуты скурай, словам поўнасьцю захаваны тып усходні, як арабскі "рабаб" (вынайдзены ў першым
веку Арыстоталеўскай эры), ад якога і выводзіцца балканскі яго патомак. Ужытак гусьляў акурат
такі-ж, як і ў арабаў, г. зн. пад нудны і гугнівы тэмбр струны пяюцца сьляпцамі-музыкамі выключна
былінныя або гістарычныя песьні.
(...)28 Пасьля гэтага адступленьня, — вернемся да фінскіх
гусьляў кантэле.
Запазычаны ўсходнімі славянамі гэты інструмант, які атрымаў, як сказана, старасьвецкі назоў
гусьлі, стаўся надзвычайна популярным; гусьлі — раўняючы з кантэле — атрымалі ў славян некаторыя
зьмены, пры гэтым да назову іх быў дададзены эпітэт званчатыя, з прычыны характэрнага спосабу
іграньня-бразганьня па струнах; апошнія — для моцы — сталіся сталёвымі, дзякуючы чаму ўзмаглася
сіла бразгавой рукі, якая часам трымала пры гэтым палачку, шчэпачку, костачку, абрэзаны кавалак
арлінага пяра або іншы плектр. Левая рука, як і на кантэле, служыла дэмпфэрам-глушыцелем, пры
гэтым пальцы яе ўкладаліся ў расшыраныя прошчалкі паміж струнамі. Лік апошніх у розных мясцох
бываў ад 7 да 13.
Яшчэ ў нядаўныя часы трапляліся на мясцох гусьляры, якія выраблялі самі свой няхітры інструмант,
пераняўшы мастацтва і музычны лад ад сваіх продкаў.
Гусьлі званчатыя пасьля трапілі ў агульны лік адбудаваных В. В. Андрэевым і мной рускіх народных
інструмантаў і былі ўлучаны ў склад вялікарускага оркестру, — а таксама гучаць у постаці асобнага
хору, як прыкладам цяпер у Пролетарскай Гусьлярнай Студыі фабрыкі "Чырвоны Трыкутнік" пад
кіраўніцтвам Н. Н. Голасава.
 На рыс. 19 [рис. к статье] падаю зьняты мною рысунак беларускіх гусьляў з Віцебшчыны,
экзэмпляр з 13 мэталічнымі струнамі. Калочкі таксама жалезныя29. У верхняй дошцы прарэзаны
"галасьнікі" ў постаці дробных круглых дзірачак. Працяг верхняй дошкі, над рэзонанснай скрынкай
(у постаці адкрылка А) служыць пры іграньні для апоры локця левай рукі, якая прыглушае сваімі
пальцамі струны інструманту. Гэты спосаб ясны, калі паглядзець на наступны рыс. 20 [рис. к
статье], які выабражае музыку гусьляра. Часам адкрылку А ня робяць: гусьлі тады прымаюць
выгляд кантэле30.
Лад гусьляў у аснове сваёй заключае дыятонічную мажорную гаму з пэдаляй, якая няўпынна гучыць
(тонамі ў квінту, кварту або актаву ўніз - ад апошняй струны самай
доўгай)31. Ёсьць на мясцох і розныя другія варыянты ладу, але
аснова яго дыятонічны гукарад.
Найбольш пашыраны гэткі лад гусьляў: e, h, e', fis', gis', a', h', cis2,
e2.32
У цяперашнія часы званчатыя гусьлі хоць яшчэ і сустрачаюцца на
Беларусі33, але ўжо рэдка, — яны выходзяць з моды; на Украіне
такога тыпу гусьляў і зусім няма.
Прывалаў Н. Народныя музычныя інструменты Беларусі. — ?, 192? // язык и
правописание сохранены / рисунки Привалова Н.
Некоторые выражения требующие пояснения:
а ласьне — а именно;
простападна — вертикально;
у постаці — в виде.
Палубинскене, Вида (Литва)
Западно-аукштайтская и жемайтская игра на канклях.34
...Случается, что колки после натягивания струн слабеют35. Чтобы
этого не произошло, советуем по колкам осторожно постучать снизу ключом настройки: они тогда глубже
заходят в вырезанные отверстия и не слабеют.
Если после этого колки не держат, надо их
осторожно выкрутить и втереть в отверстие мел, который улучшает сцепление колков с поверхностью
отверстий и не позволяет им поворачиваться от натяжения струн.
Старые гусляры не знали никаких тональностей, а канкли каждый настраивал как слышал по слуху или
согласно диапазону смыка, позже - гармони, аккордеона или даже фортепьяно, хоть вместе с этими
инструментами, кроме смыка, не играли. Не нарушим традиций, если гусли будем настраивать
согласно гармони, смыка, аккордеона или даже фортепьяно. Однако такая настройка — все же позднейшее
явление, ведь смык в Литве в исторических источниках упоминается с XVI в., гармони в наших
усадьбах появились в 4-м десятилетии ХІХ в., а аккордеон — только в 1-й половине ХХ в. Нет
никаких сомнений, что гусляры свои инструменты до тех пор настраивали только по слуху. Поэтому было
бы лучше всего, если начинающие гусляры от самых основ были б приучены настраивать струны
не только согласно звучанию других инструментов, но и со слуха. Тем более, что современные
музыкальные инструменты настроены темперированно, а диапазоны этнической музыки (и канклей
в том числе) были натуральные.
Приводим отношение темперированной и натуральной мажорной гаммы в центах36:
Видим, что все большие секунды темперированной гаммы между собой разнесены на 200
цт, а малые (они обведены рамочкой) — на 100 цт. Все отношения же звуков
натуральной гаммы разные, ведь, сравнивая с темперацией, третья, шестая и седьмая степени (они помечены
минусами) заниженные, а вторая, четвертая, пятая (помечены плюсами) — завышены.
Если настроить канкли согласно представленному примеру, их диапазон был бы натуральным, а
канкли звучали бы более-меньше так, как они звучали в руках старых гусляров. Не имея
особых приспособлений, гусли на натуральное звучание возможно настроить и по слуху. Если они
перед этим были настроены темперированно, незначительно отпустите колок седьмой струны, немного
понизьте терцию мажорной гаммы (7-ю струну). Уже одного этого будет достаточно, чтобы канкли
звучали чище. Когда хотите еще более приблизиться к натуральному звучанию, надо незначительно
повысить шестую и девятую и довольно ощутимо — восьмую струну. Впоследствии этого чуть
понижаем десятую, одиннадцатую струны и звучание канклей становится почти натуральным.
Сувалькийская игра на канклях.37
Если вы уже умеете играть на западно-аукштайтских и жэмайтских канклях, пользуясь всеми
способами игры, научиться играть на сувалькийских канклях будет несложно, ведь и сувалькийские
музыканты употребляли те же самые положения пальцев... шестнадцатые ноты цепляли пальцами левой руки,
струны брали не только от себя, но и к себе. Их игра от западно-аукштайтской и жемайтской
игры почти ничем и не отличается.
Пранас Паскунигис и другие сувалькийские гусляры, чтобы облегчить игру, использовали
нумерацию (табулатуру). На бумажной ленточке записывали числа так, чтобы, положивши бумажку
под струны при правом крае канклей, каждая цифра совпадала с соответствующей струной:
Цифра на нотной пятилинейке обозначает, которую струну надо брать, а счет над пятилинейкой — сколько
раз. Увы, такой способ записывания не отображает длины звука.
Palubinskiene, Vida Ethninės Veiklos Realijos: Tradicinio repertuaro kankliavimas.
// перевод с литовского: Алесь Микус и Алесь Чумаков (на русский).
Назина И. Д. (Беларусь)
Гусли
на Беларуси (термин и реалии).38
В старобеларуской церковной литературе XVI в. слово "гусли" особенно часто употребляется вместе
со словом "псалтирь". Сравнительное описание инструментов, известных под этими названиями, дано
в "Предисловии к Псалтирю" Ф. Скорины: "А зовћтся Псалтырь гудба (г. зн. музычны інструмент. — І. Н.),
едина подобна к гуслям... Яко сам царь и пророк поет, глаголя: "Хвалите господа во
Псалтыри и в гуслях!" И сего дня поставил ест царь Давид четырех вћликих ереов, — их же избрал
от всех людей — Азафа и Емана, и Ефана, и Идифума, абы гудли (г. зн. ігралі. — І. Н.)
ва Псалтыри пред киотом завета господня и псалмы абы припевали во вся часы, яко пишеть о том
в первых книгах Паралипоменона.
Ест же той роздел Псалтыри от гуслей. Гуслћ имеють много струн, Псалтырь же только имать десеть
струн, яко пишеть о том: "Хвалите господа во Псалтыри десятоструннћй!" На некоторых гравюрах
Библии Ф. Скорины встречаются образы царя Давыда, который держит гусли (арфоподобный инструмент) в руках
(титульный лист 65 второй книги "Царства", 1518 г. [см. рисунок]; л. 1 и 16 "Псалтиря", 1517 г.).
Первая из перечисленных гравюр имеет подпись: "Царь Давыдъ играеть въ гусле неся кивот Гасподень".
Будучи неотъемным атрибутом легендарного царя Давыда, исполнителя псалмов и музыканта,
инструмент этот получил название "Давыдовы гусли"...
Назіна I. Дз. Гуслі на Беларусі (тэрмін і рэаліі) //
"Помнікі мастацкай культуры Беларусі эпохі Адраджэння" — Мн. "Навука і тэхніка", 1994 г.
// перевод с белорусского: Алесь Чумаков
Поветкин В. И. (Россия)
Интервью на "Радио Свобода" 10.08.2003. Первые поселенцы владели также самым
сложным по конструкции для своего времени смычковым музыкальным инструментом, который в поздней
традиции называется "гудок". В древнем Новгороде, вероятнее всего, он носил общее называние с
щипковыми гуслями, точно такое же название — гусли. Вообще, история Новгорода, начало древнего
Новгорода, можно сказать, связаны с аристократизмом. Потому что среди считанных буквально вещей,
относящихся к нижнему слою, к материковому культурному слою, встречается целый ряд именно
музыкальных находок. У нас обнаружены гудки трехструнные, это смычковые музыкальные инструменты,
однострунные — это тоже сенсационное открытие, из числа гуслей обнаружены многострунные так
называемые гусли-псалтирь, гусли звончатые, с небольшим количеством струн, веерообразно
расположенные струны, так называемые крыловидные, по поздней классификации. И обнаружена самая
важная, сенсационная находка — гусли лирообразные39.
Лирообразные гусли по своей конструкции уходят в античную Грецию, а из античной Греции — в
древний Египет и Месопотамию. Когда говорят, что гусли — исконно русский народный музыкальный
инструмент, это неверная формулировка. Потому что за нею подразумевается, что русские,
якобы, — изобретатели самого инструмента, начиная с его конструктивной идеи. Но, на самом деле,
конструктивная идея является общечеловеческим достоянием.
В
конце 19-го века исследователь русских гуслей Александр Сергеевич Фаминцин нашел всего
лишь один единственный пример игры на гуслях, он записал 96-летнего Трофима Ананьева. Не
только он, но и профессора Петербургской консерватории слышали то, что им рассказывал и
показывал, играя на гуслях, Трофим Ананьев, но в силу того, что профессора консерватории
привыкли мыслить профессиональным европейским языком, они не поняли тех сведений, которые им
дал тогда простой деревенский житель. Они не поняли, почему у него в основном звучат два аккорда,
хоть он и рассказывал, они все равно ничего не поняли. И вдруг в конце 20-го века, через сто лет
мы открываем для себя гусельную традицию. Когда мы пришли в деревню в Новгородской области с
восстановленным деревенским инструментом и попросили поиграть, то нам сказали, что это невозможно,
потому что последний раз играли 60 лет назад. Но поскольку у нас был действующий инструмент,
кому-то захотелось все-таки прикоснуться к струнам. И к своему удивлению, сельские старожилы
убедились, что их пальцы помнят больше, чем они сами. Конечно, здесь важную роль сыграло то, что
в памяти людей сохранились мотивы, наигрыши-формулы, которые еще по праздникам звучали, например,
в других инструментах — в балалайке, в гармони.
Поветкин В. И. Радио Свобода. 10.08.2003. Россия как цивилизация // Берестяные грамоты.
Язык и правописание сохранены. Фото гуслей: В.А. Гордеев
Клотыньш А., Муктупавэлс В. (Латвия)
Из публикаций в журнале Liaudies kultura. Хордофоны
упомянуты в 647-ми дайнах, это 41,8 процентов от всех текстов дайн, связанных с музыкальными инструментами.
Упоминаются в дайнах наиболее часто — гусли, kokle (274 дайны). Контексты, в которых kokle упоминаются,
понятные и довольно однообразные. В 23-х процентах дайн они упоминаются вместе с обычаем похищения молодой
невесты: родичи невесты, разыскивая свою сестру и её похитителей, встречаются с вороном, что играет на kokle
на дереве, или с гуслярами, что играют на kokle на высоком пригорке; они советуют мужчинам, какой дорогой идти.
Кроме того, ворон выступает и рассказчиком дальнейших событий. В 16-ти дайнах на kokle играют различные
мифические существа — Боговы сыны (Dievo deli; Dievs — основной небесный бог латышской мифологии), Янис
(тоже "Богов сын", связанный с ритуалами плодовитости середины лета) и Солнце (Saule; олицетворённое
мифическое солнце). В 45-ти дайнах говорится про звук kokle и про саму игру на них как про эстетическое явление.
Звучание kokle может быть и весёлым, и печальным, часто как лирический фон оплакивания, когда умер отец или мать.
Kokle упоминаются только в 10 пастушьих дайнах, и только в 3-х (1 процент) они упомянуты как инструмент, который
сопровождает танцы. Существует очень много вариантов латышской баллады "Певческие кости" (Dziedosie kauli):
всего 39. В дайнах младшая дочка тонет, река её выносит в море, а воды моря выносят на берег, и в том месте
вырастает липа. Братья делают из этой липы kokle, а мать в их звучании узнаёт голос своего ребёнка. Важно то,
что kokle — это инструмент, с помощью которого человек может прикоснуться к надприродным силам. Во-вторых, это
инструмент, к голосу которого наиболее близкий именно человеческих голос. Эту мысль поддерживают и латышские
дайны, где говорится, что kokle делают только из липы или дуба, а в традиционном сознании оба эти дерева считаются
тотемными (липа соответствует женскому, дуб - мужскому полу)40.
Arnolds KLOTIŅŠ, Valdis MUKTUPĀVELS. Tradiciniai muzikos instrumentai
ir jų funkcijų latvių liaudies dainose semantika (Традиционные музыкальные инструменты и семантика их
функций в латышских народных дайнах) // Liaudies kultūra, №4, 2001. Стр. 36.
// перевод с литовского: Алесь Микус.
Поветкин В. И. (Россия)
Слово о музыкальной археологии России41 В общем понятии российской археологии как бы сам собою возник,
стал привычным и естественным, особенно в последние годы, совершенно новый предмет или направление — музыкальная
археология. За рубежом, скажем, на Западе Европы такой предмет получил известность значительно раньше.
Что в немалой мере способствовало созданию мнения о культуре Древней Руси как о "культуре великого молчания".
Казалось, никогда не удастся понять, как выглядели, как звучали те музыкальные инструменты, которые в русских
устных и письменных источниках скрывались, к примеру, под названием "гусли". Оставался бесконечно спорным вопрос:
какие же музыкальные инструменты — местные или зарубежные — изображались в древнерусских книгах, настенных росписях,
скульптурах, предметах декоративно-прикладного искусства.
Были попытки соотнести формы известных в поздней русской традиции музыкальных инструментов со сведениями
древнейших историков, начиная с Феофилакта Симокатты, жившего в VI в. и рассказавшего в своей "Истории"
о троих славянах-музыкантах. Единичные археологические свидетельства опять-таки в виде изображений музыкальных сцен,
как, например, гудец с гуслями, награвированный на драгоценном обруче из Киевского клада XII в., или, тем более,
турьи рога X в. из Черной Могилы в Чернигове, воспринимавшиеся поначалу как охотничьи сигнальные инструменты — все
это еще более вовлекало исследователей в мир фантазии.
Вместе с тем нельзя не восхититься успехами таких историков русской инструментальной музыки, как А. С. Фаминцын,
Н. И. Привалов, Н. Ф. Финдейзен. Они работали в конце XIX — начале XX вв.
Некоторые их выводы и рассуждения, казавшиеся до поры до времени слишком смелыми, нынче поражают своей точностью.
И все же богатому своду накопленных ими материалов по русскому музыкальному инструментарию явно недоставало какого-то
основного источника, посредством которого этот свод получил бы бесспорное объяснение.
Извлечение из влажного культурного слоя свидетельств музыкальных инструментов — металлических, глиняных, костяных и,
самое важное, деревянных — началось на Неревском раскопе уже в 1951 г. Однако определить загадочные детали и обломки
как некогда принадлежавшие варганам, гудкам, гуслям, сопелям удалось лишь во второй половине 1960-х гг. Честь такого
открытия принадлежит выдающемуся деятелю новгородской археологии Борису Александровичу Колчину. Следствием открытия
явились усилия ученого, направленные на восстановление древнего облика инструментов. Не вдаваясь в подробности
означенных работ, заметим одно: с 1968-го по 1980-й г. типологический круг изучавшихся Б. А. Колчиным музыкальных
инструментов оставался неизменным. В него входили: две разновидности щипковых малострунных гуслей — древнейшие,
с игровым окном, иначе, лирообразные и пришедшие им на смену гусли без игрового окна, иначе, звончатые
(по К. А. Верткову, обе разновидности причислены к типу гуслей крыловидных); смычковый инструмент — гудок
трехструнный; духовой свистковый — сопель; и из группы самозвучащих — металлический варган.
...Трудами Б. А. Колчина был начат умноженный впоследствии неповторимый в России и Европе опыт выявления археологических
остатков музыкальных древностей, опыт их реконструкции и одновременного согласования с устными, письменными, изобразительными,
вообще всеми далекими и близкими во времени свидетельствами использования звукообразующих устройств в русском быту.
Собрание музыкальных древностей Новгорода — самое крупное в Европе. К примеру, только свидетельств различных струнных
инструментов на конец 1996 г. выявлено не менее 84. Это собрание способствовало верному определению, а иногда даже и
убедительной реконструкции, целого ряда археологических находок музыкальных инструментов в других, удаленных от Новгорода
местах раскопок. Очевидное сходство с новгородскими древними гудками и гуслями, их частями, деталями или заготовками
обнаружено археологами в Хедебю — это граница Германии и Дании, в Польше в городах Ополе и Гданьске, на территории
России — в Пскове, а совсем недавно — в Старой Ладоге. Староладожская находка — это изготовленный не позднее X в.
деревянный шпенек (колок), изображение которого для данной публикации любезно предоставила 3. Д. Бессарабова (рис.).
Конструктивно шпенек мог бы равно принадлежать гуслям или гудку, но по времени его бытования, он, вероятнее,
составлял комплект гудка: согласно материалам новгородской археологии, в слоях X в. пока что надежно отмечаются
именно смычковые гудки. Старая Ладога — третий в России город после Новгорода и Пскова, в котором обнаружено
столь важное свидетельство, как деревянная деталь древнего сложно устроенного музыкального инструмента.
Сохранности деревянных вещей, в частности, остатков музыкальных инструментов, способствуют пропитанные водой культурные
напластования, свойственные районам Русского Северо-Запада. В других городах и селениях Древней Руси, где культурные слои
складывались не столь благоприятно для дерева, также, вероятно бытовал достаточно широкий набор музыкальных инструментов,
в том числе и "благородных" деревянных — струнных и духовых. Подтверждением тому служат знаменитые драгоценные обручи
из княжеских и боярских кладов ХП—ХШ вв., на которых показаны обрядовые дохристианские сцены с участвующими в них
гудцами-скоморохами. Особенно выразителен обруч из Старой Рязани. На его створках изображены плясунья в долгорукавке
и двое Гудцов — один с гуслями, другой с сопелью; причем оба инструмента поразительно похожи на открытые в Новгороде
образцы деревянных сопелей и гуслей, доказательно восстановленных ныне в их формах и звучании.
Поветкин В. И. «Новгород и Новгородская Земля. История и археология».
Материалы научной конференции. 11/97.
http://bibliotekar.ru/rusNovgorod/55.htm
Язык и правописание сохранены.
Кошелев В. В. (Россия)
Лекция «Гусельная родословная: типология инструментов»42 ...это именно яровчатые, именно от яра: ярость,
яровая рожь, ярко и так далее, и так далее. Это указывает на то, что, вот, яровчатые, что в этом слове, в этом названии
заключается жизнедательная функция инструмента. Это уходит опять таки в какую-то глубокую древность, когда с игрой на музыкальных
инструментах связывалось очень многое: от каких-то заклинательных вещей, от даже лечебного свойства ритуалов, до верований. Поэтому
не яворчатые, а именно яровчатые.
...итак звончатые гусли это первое, так скажем, название. Оно следует к нам из песенного творчества, из традиционного
русского песенного фольклора, следует из былин, т.е. звончатые освящено временем, освящено древностью, освящено сложившимися
понятиями и представлениями об инструменте.43
Следующий вид... так называемые псалтиревидные гусли, или гусли-псалтирь. Дело в том, что это тоже исторически
сложившийся термин, потому что на таком инструменте, на такой конструкции, играл легендарный царь Давид. Давид, составляющий
псалтирь. Т.е. Давид, который составляет оркестр и у него в руках вот такие вот гусли. Итак — псалтиревидные гусли.
А это вот их разновидности это инструменты, изготовленные нагайбаками, т.е. представителями малочисленной этнографической группы
крещеных татар на Южном Урале. Видите: несколько другая конструкция. Более технологичная и более простая. Потому что там вот эти
вот гнутые царги делать необыкновенно трудно44. Я писал о них публикацию в 85-м году, если кого-то интересует...
...это тоже тот же самый инструмент, тоже крещеных татар, ещё с тамгой45. Они оба датируются этот 19-м веком, тот инструмент
датируется началом 20-го века. Этот инструмент реставрировал как раз Саша Теплов, который сегодня здесь присутствует. Так что это
"гөслә", "гөсләче" — человек, который играет на гуслях. Это по-татарски.
И наконец, третий вид, третий тип гуслей конструкции — это гусли столообразные. Их здесь нет,
их можно посмотреть на постоянной экспозиции. Мы располагаем уникальной коллекцией столообразных гуслей 18-го — начала 19-го века,
порядка 10—12 инструментов. Они представляют собой прямоугольный корпус на четырёх ножках. И как бы вот такой вот инструмент [берет в руки псалтиревидные гусли],
просто-напросто, вот, мы его положили, и заключили в дополнительный корпус: здесь резонаторная полость образовалась, и с этой стороны резонаторная полость.
Но у нас образовался четырёхугольник, такой ящик четырёхугольный, поставленный на четыре ножки. Это особая статья, отдельный разговор,
потому что конструкция столообразных гуслей отличается совершенно уникальной особенностью, которая не прослеживается
ни в каких родственных инструментах щипковых цитровидных инструментах никаких народов мира. Только вот каким-то образом у нас
этот инструмент сохранился. И вопросы о его происхождении до сих пор совершенно не ясны. Но это, я повторяю, отдельный разговор.
Итак, звончатые гусли, псалтиревидные гусли и столообразные гусли.
Один из моих предшественников, т.е. человек, который работал тоже в музее, Константин Александрович Вертков, кандидат искусствоведения,
лауреат государственной премии, далее, заслуженный деятель искусств, один из авторов "Атласа музыкальных инструментов народов СССР"
в 1963-м году, в "атласе" как раз, публикует там где речь идёт о русских инструментах, естественно речь идёт о гуслях: эти гусли
[показывает на ананьевские гусли] он называет крыловидными, нет - эти гусли он ещё называет звончатыми,
а вот эти гусли [показывает на псалтиревидные] он называет шлемовидными, а столообразные гусли называет прямоугольными.
Обоснование этим терминам не приведено. В 1964-м году на одном из симпозиумов, международных, он публикует статью "Типы русских гуслей" и пытается
обосновать свою терминологию. Он говорит, что названия инструментов исконные, мол де, сформировались стихийно, они ненаучные,
потому что термин звончатые говорит о том, что они звенят, указывает на характер и звучание, а термин псалтиревидные на форму,
а термин столообразные — тоже на форму. А давайте-ка мы возьмём какой-то один признак и назовём их по этому признаку.
Возьмём резонаторный корпус и назовём соответственно резонаторному корпусу. Т.е. один признак и по нему уже всё это называется.
Это, мол де, будет совершенно научно, будет хорошо и всё будет нормально. Ну действительно он предлагает звончатые переименовать
в крыловидные, псалтиревидные переименовать в шлемовидные, а столообразные переименовать в прямоугольные.
Далее в 75-м году, уже через 10 лет, по видимому, он замечает некоторую - но опять таки ничего уже не приводит, никаких таких доказательств,
почему он всё-таки переименовывает, только вот отказывается от традиционных терминов, а даёт свои новые. Прошло десятилетие, по видимому,
вот эти безапелляционно данные термины как-то его смущали, может быть поступала какая-то критика. И в 75-м году в учебнике
"Русские народные музыкальные инструменты" он пишет следующее. Повторят собственно говоря то же самое, что вот те термины сложились стихийно,
мы даём сейчас научное название этим инструментам. Но при этом добавляет очень важную ремарку, которую никто почему-то никогда не замечал
и она прошла мимо всех исследователей. Он говорит, что "даём дополнительные(!) названия". Понимаете, т.е. через десять лет он решил
назвать эти названия, т.е. крыловидные, шлемовидные и прямоугольные - дополнительные. Господа, товарищи, исследователи,
имейте в виду, что это дополнительные названия, я не претендую, так сказать последнее слово в этом терминотворчестве.
Но было уже в общем поздно. Вышло второе издание Атласа музыкальных инструментов народов СССР, там уже стоят крыловидные, шлемовидные и прямоугольные46.
Кошелев В. В. Лекция «Гусельная родословная: типология инструментов», Россия, СПб, Шереметевский дворец, Музей музыки, 15.05.2015. Стенограмма.
Феофилакт Симокатта47 (Византия)
История. Книга VI, гл. 2. "Маврикий48 и три славянина (592 г.)"49. ...На другой день трое людей из племени славян,
не имеющие никакого железного оружия или каких-либо военных приспособлений, были взяты в плен телохранителями императора. С ними были только кифары,
и ничего другого они не несли с собой. Император стал их расспрашивать, какого они племени, где назначено судьбой им жить и по какой причине
они находятся в ромейских пределах. Они отвечали, что по племени они славяне, что живут на краю западного Океана, что каган50 отправил к ним послов с тем,
чтобы собрать военную силу, и прислал почетные дары их племенным владыкам. Дары они приняли, но в союзной помощи ему отказали, настойчиво указывая на то,
что их затрудняет дальность расстояния. А их отправили к кагану в качестве заложников, как бы в доказательство того, что это путешествие длится пятнадцать месяцев.
Но каган, забыв все законы по отношению к послам, решил чинить им всякие затруднения при возвращении. Они слыхали, говорили они, что ромейский народ и по богатству
и по человеколюбию является, так сказать, наиславнейшим; поэтому, обманув [кагана], они выбрали удобный момент и удалились во Фракию51. Кифары они носят потому,
что не привыкли облекать свои тела в железное оружие - их страна не знает железа, и потому мирно и без мятежей проходит у них жизнь, что они играют на лирах,
ибо не обучены трубить в трубы. Тем, для кого война является вещью неведомой, естественно, говорили они, более усиленно предаваться музыкальным занятиям.
Выслушав их рассказы, император пришел в восхищение от их племени, и самих этих варваров, попавших в его руки, он удостоил милостивого приема и угощения.
Удивляясь величине их тел и красоте членов, он направил их в Гераклею52.
Феофилакт Симокатта История. Перевод С. П. Кондратьева. Издательство Академии наук СССР. Москва, 1957.
Поветкин В. И. (Россия)
Загадка гуслей-псалтиря53 ...Фаминцын приводит сведения С. Ф. Миллера, побывавшего в 1743 году в Казанской губернии. Касаясь быта местных народов,
Миллер отметил: "Из игральных инструментов первой у них есть наподобие лежачей гарфы, видом полумесяца, об 18 струнах. Такие инструменты употребительны и у русских, которые называются гуслями".
...изображение гуслей-псалтиря относится ...к концу XIII века. Это миниатюра на листе 39 в Новгородской Симоновской (Хлудовской) Псалтири: царь Давид играет на гуслях, имеющих изогнутое вовнутрь основание.
В 1970-х годах в Новгороде на берегу Волхова была найдена небольшая, с утратами, свинцовая литая накладка XIII—XV веков. На ней изображен гудец с гуслями, корпус которых походит на лук.
Еще в 1952 году в Новгороде из слоя середины XV века был извлечен изразец. На нем показан гудец с многострунными гуслями, у которых основание ровное; это также известная по книжным миниатюрам форма гуслей, именно к таковым более всего применимо название шлемовидных. Возле гудца стоит человек в длиннополой одежде с посохом и восседающей на его руке птицей, которая как бы вещает, что надо играть на гуслях. В сюжете содержатся, кажется, и мотивы ранней христианской религиозности, и одновременно признаки средневекового концертного артистизма.
Подлинную ценность составляют открытые в Новгороде свидетельства самих гуслей-псалтиря. Правда, это небольшие обломки, позволяющие лишь в общих чертах представить формы инструментов. Обломок тонкой дубовой полочки со следами некогда приклеивавшегося к ней струнодержателя был обнаружен на Неревском раскопе в 1958 году в слое конца XIV века. Обломок другого инструмента найден на Троицком раскопе в 1995 году в слое XIV века — это угловая часть его полого корпуса. Наконец, на том же раскопе в 1996 году в слое середины XIV века были найдены несколько обломков изогнутого струнодержателя, бесспорно принадлежавшего гуслям-псалтирю. Из указанных свидетельств по крайней мере первые два сообщают о гуслях с вогнутым основанием.
Важное открытие состоялось и вне Новгорода — в Пскове в 1985 году. Это бронзовый поясной набор XV века. Он состоял из девяти деталей с изображенными на них фигурами зверей и людей. На двух деталях — круглых литых прорезных пластинах — показан одинаковый сюжет: гудец, играющий на гуслях-псалтире с прямым основанием, справа и слева от него — две фигуры, возможно, воины, внимающие его игре (сказитель с гуслями?).
...Ближайшим по конструкции к гуслям-псалтирю является западноевропейский псалтериум. В скульптурах XII—XV веков наглядно показано, как под влиянием прямоугольно-трапециевидного кануна образовалось несколько разновидностей псалтериума. Одна разновидность особенно близка гуслям с прямым основанием. Что и позволяет думать об их происхождении от общего прототипа.
Поветкин В. И. Загадка гуслей-псалтиря // Чело. 1997. №1 (10). С. 9-11: ил. "Родники", №15.
Каменский А. Н. (Россия)
Лирообразные струнные музыкальные инструменты из раскопок в Великом Новгороде ...54стоит отметить, что происхождение лирообразных гуслей может быть объяснено связью как с античными лирами, так и с лирами Северной Европы. Вот их связь с поздними балтийскими псалтериумами на самом деле под вопросом.


Новые находки, которые случались, - деталей и фрагментов - публиковались по мере накопления материала с 1992 по 2011 год в работах посвящённых археологическим исследованиям Новгорода, а также в специальных работах по музыкальной археологии рядом авторов. За время проведения археологических работ в Новгороде было обнаружено и задокументировано 17 находок лирообразных гуслей разной степени сохранности. Все они встречены в слоях XI-XIII веков. Однако такая характеристика повторяемая в большинстве обзорных публикаций может создать ложное впечатление о равномерном распределении этих находок в домонгольский период. В действительности же характер распределения находок по векам неоднороден. Большинство находок из слоёв второй половины XI века и первой половины XII века. Есть соблазн, конечно, привязать появление моды на лирообразные гусли с историческим контекстом (возможно с изменением населения или изменением этнического состава Новгорода), но пока для этого нет достаточных оснований. При этом мы продолжаем считать, что резкое уменьшение находок, по крайней мере на Троицком раскопе, в первой половине XIII века может быть связано с изменением социальной структуры усадеб ... после восстания 1207 года.

Аналогий Новгородским находкам не так уж много: ушко деки из слоёв XII века из Старой Русы, две находки из Польши (находка из Ополе в слоях 3-й четверти XI века и находка из Гданьска в слоях 3-й четверти XIII века). Также фрагментом лирообразных гуслей может являться обломок корпуса первой четверти XI века из раскопок пригорода летописного Звенигорода с территории Украины. Тоже довольно свежая находка, но она не очень свежая, просто её недавно выявили. Но очень важная на самом деле находка, расширяющая географию бытования этого типа музыкальных инструментов.
Хронологическое распределение находок заставляет нас заново взглянуть на вопрос о стадиальном развитии малострунных щипковых инструментов от лирообразных гуслей к гуслям без игрового окна, распространение которых фиксируется новгодской археологией с середины XIV века. Дело в том, что, несмотря на их конструктивную схожесть с более поздними гуслями без игрового окна, эта хронологическая лакуна заставляет нас задуматься о действительной связи этих инструментов. Является ли это просто две разные моды или две разные традиции.

В Новгороде детали и фрагменты лирообразных гуслей выявлены всего на семи раскопах. Наибольшее количество свидетельств обнаружено в материалах Троицкого раскопа, на пяти усадьбах (А,Е,Ж,П,Т) и, которые по мнению многих авторов, характеризуются высоким социальным статусом их владельцев. Два фрагмента гуслей (часть колковой колодки и ушко струнодержателя) найдено на Нутном раскопе (первом Нутном). На Неревском, Тихвинском, Фёдоровском, на Михайловском и Рогатицком втором - по одной находке. Самый ранний в новгородской коллекции образец лирообразных гуслей происходит с Михайловского раскопа. Самый поздний, соответственно, происходит с Неревского раскопа. По одной находке. Но эти крайние находки нас заставляют более тщательно обратить внимание на перепроверку датировки, может есть какие-то неточности в датировании. На слайде все известные на сегодняшний день находки лирообразных гуслей. Фрагменты. Очень редко мы встречаем целые инструменты.

Собственно этот тип музыкальных инструментов не был известен в инструментоведческой науке, но благодаря проведению раскопок, в конце первой половины XX века были обнаружены первые свидетельства и вот теперь инструментоведческая наука знает этот тип музыкальных инструментов. Самое большое пока количество находок в Новгороде, тем не менее я обозначил аналогии, которые существуют. Но вопрос о происхождении этого типа музыкальных инструментов всё-таки остаётся открытым. И его значение для развития щипковых струнных музыкальных инструментов в последующее время. Цель нашей работы в том числе собрать воедино все эти находки, чтобы мы и наши коллеги имели доступ к этим находкам, к корректным датировкам, к корректному описанию, так как сейчас очень много работ, у наших западных коллег в том числе, встречается с цитированием устаревших данных, или цитирование неполных данных. Назрела необходимость опубликовать все эти инструменты единым каталогом с перепроверенными датировками и с описанием контекста находок.
Каменский А. Н. Лирообразные струнные музыкальные инструменты из раскопок в Великом Новгороде // XXXVI Научная конференция "Новгород и Новгородская земля. История и археология". Великий Новгород, 25-27 января 2022 года
Коментарии к цитируемым источникам
Поветкин В. И. (Россия)
1 С применением этого термина в данном контексте я не согласен. Очень запутанно получается.
"Крыловидными гуслями" я предлагаю называть гусли с окрылком. Гусли же, подобного гуслям "Словиша" типа,
я предлагаю называть более точными терминами из того же Поветкина: "лирообразные гусли" или "гусли с игровым окном".
2 Сегодня, полсотни лет спустя, имея для изучения находки фрагментов уже аж 19-ти(!) лирообразных гуслей,
Антон Каменский (Новгородский музей музыкальных древностей) утверждает, что дубовая дека с ушками (из массива деки) и размещённой в них деревянной полочкой струнодержателя —
норма и правило для гуслей этой разновидности. С чем я абсолютно согласен.
3 Моё отношение к наличию сучков совпадает ещё с позицией Д.Вутиса.
Он говорил, что полностью избегать сучков в выборе дерева для гуслей специально не нужно. Более того: с сучками, даже если сучок
вывалится, звук инструмента может быть более интересным и уникальным.
4 Кстати про гвозди (о наболевшем). Часто российские мастера опираясь
на этнографические находки прошлого века, используют для крепления деки к корпусу металлические гвозди.
Что ж, могу предложить вам такой взгляд: изготавливая гусли более старинные нежели гусли XX века, имейте
в виду, что наши далёкие предки имели более высокую культуру отношений к музыкальным инструментам.
5 Тут с вероятностью такой настройки позволю себе не согласиться.
Опираясь на работу А.С.Фаминцына "Домра..." (третий том в издании 1995 г. "Скоморохов на Руси"),
флажолетная игра на струнных инструментах впервые встречается в практике русских гитаристов XIX века.
Например, эстонцы, реконструируя старинную традицию игры на каннели, всё-таки используют технику игры
обертонами, но строй эстонской каннели последовательный (диатонический). При том, что строй архаичных
песен вовсе небольшой по диапазону (не более квинты), вероятность настройки гуслей по обертонам рискну
оспорить. Предлагаю считать этот вопрос спорным и выделяю его для отдельного специального исследования.
Саха Х. (Финляндия)
6 Где бы найти это "огромное количество"? :)
7 Насколько я понял из целиком прочитанного текста, под "механизированными
кантеле" имеется в виду всё: и аккордные планки (на манер цитры), и колковый механизм (на манер гитарного),
и прочие - ЛЮБЫЕ - современные явления. Обратите внимание, пожалуйста: автор просто вынес всё современное из ряда
старинных традиционных инструментов. Вся эта позняя оркестровая "модернизация" не улучшила кантеле, а создала
совершенно новый инструмент. Мода/потребность на усовершенствование традиционных музыкальных инструментов
во многих странах просто уничтожила эти самые традиционные инструменты. Это следует помнить и уметь ставить
границу между традицией и модернизацией, как это грамотно делает автор.
8 Только представьте себе это звучание. Настоящий архаичный джаз!
Мехнецов А. М. (Россия)
9 Т.е. практически за любыми струнными инструментами.
10 А вот в работах многих националистически настроенных исследователей
финнов, эстонцев, латышей и литовцев вы найдёте, что их традиционные инструменты наоборот очень сильно
отличаются от русских и конструктивно, и в применении... Дань времени...
11 Запутанное определение, но пока самое точное из встреченных мной.
Назина И. Д. (Беларусь)
12 Термин "крыловидная цитра", употреблённый И. Д. Назиной
не мой взгляд совершенно некорректен. В нём И. Д. Назина пытается совместить несовместное:
общую классификацию музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса (нач. XX в.), где к классу цитр причисляются
все безгрифные струнные инструменты с веером струн, расположенным параллельно резонатору, — и русский
термин-эпитет "крыловидный", впервые использованный русскими этнографами начала XX века по отношению
к определённой разновидности гуслей. В наши дни слово "крыловидные" начинает выходить из разряда терминов
и приближаться по значению больше к эпитету из разряда "для красного словца". Выходит
гусельный эпитет сомнительной определённости приставлен к общемировому термину, жестко очерчивающему
целый широкий класс музыкальных инструментов (сотни типов по всему миру). Получается нонсенс.
Также следует обратить внимание на то, что цитра, т.е. многострунный поздний модернизированный инструмент
(часто с аккордными планками, или клавишным механизмом
или накладным грифом, или с невеерным размещением струн и т.д.) — вытеснила во многих странах
гусельную инструментальную культуру так же, как, например, гармони и балалайки уничтожили полностью беларускую
"дударскую" традицию ("дуда" — бел. "волынка"). Просто из уважения к гуслям некорректно применять термин "цитры",
в словосочетаниях вместо слова "гусли", как если бы они были взаимозаменяемы.
13 В фольклоре инструмент встречается, из контекста часто понятно,
что речь идёт о многострунном деревянном музыкальном инструменте. У Ф. Скорины в начале XVI в.
не возникало сомнения, что гусли — это многострунный инструмент. Плюс к этому мы имеем
изображения различных типов гуслей из археологии, изображения гуслей в старинной литературе и этнографические гусли
Привалова и Романова. Этого более чем достаточно для того, чтобы утверждать, что Беларусь попадает в ареал
гусельной традиции, а о разновидностях белоруских гуслей можно
легко судить из общей периодизации типов гуслей, характерной для всего Балтийского региона.
14 Инна Дмитриевна хочет запутать своего читателя. Она в одном и том же
абзаце пытается и подтвердить существование гуслей и тут же оспорить свои же рассуждения. Этот стиль присутствует
во всей монографии, поэтому зачастую очень сложно понять ход её рассуждения.
15 Какую разновидность гуслей имеет в виду автор — я,
потратив большую часть сознательной жизни на изучение истории, устройства и терминологии всех существовавших
когда-либо разновидностей гуслей — не смогу утверждать наверняка из-за некорректности
авторской терминологии. Возможно речь идет о гуслях вообще, или только о гуслях с открылком, или о гуслях
с открылком и гуслях без открылка типа "кантеле". Скорее всего автор пытается рассуждать только об одном виде
гуслей — гуслей с открылком, основываясь только на этнографических находках Привалова и Романова.
Но рассуждая о гуслях в истории белорусского народа, приводя доказательства существования гуслей более ранних периодов,
ограничиваться одним типом из позднего периода считаю неправильным.
16 С описанием инструментов из коллекции Н. И. Привалова и инструментов
из коллекции Е. Р. Романова, рассмотренным частично в тексте И. Д. Назиной, можно познакомиться
целиком на странице "белорусские гусли"
17 Пока цимбалы будут называть старинным белорусским народным инструментом,
вопрос о важности национальности музыканта в белорусской музыкальной этнографии остаётся закрытым.
18 Уезды, где упомянутыми этнографами были приобретены инструменты.
19 Опять не понятно: автор хочет доказать существование в белорусской культуре своей "крыловидной цитры" или оспорить?..
20 Тут "коренная территория расселения беларусов" некорректный термин.
Я так понимаю речь идёт о бытовании одного и того же типа гуслей равномерно на всей территории расселения беларусов.
Но это нонсенс. Этнически и культурно территория Беларуси слишком разнопланова: редкий музыкальный инструмент встречается
без изменений везде по Беларуси. Тем более гусли, которые на западе Беларуси могут быть частью балтской культуры,
а на востоке — славянской. Это две несовместимые гусельные традиции...
21 Автор рассматривает эти области, изучая белорусскую этнографию.
22 Словами "гусли", "дудки", "балалайки", "баяны", "гармошки" представителем
народной культуры может быть назван — музыкальный инструмент вообще. Любой. Говорящему может быть
совершенно безразлично, как называется инструмент о котором он говорит "гусли" или "дудка".
Совершенно другое дело, когда термин употреблён бережно - в сочетании с типичными эпитетами или с указанием
на элементы конструкции. Это же совершенно другой случай. Зачем путать это всё вместе?
23 А. М. Мехнецов (Фольклорно-этнографический центр,
Санкт-Петербург), в личной беседе сказал, что "гусли в два ряда" или "двайчастые гусли" — распространённое
название именно гуслей. И добавил, что никаких версий о флейтах просто быть не может — исключено.
24 Традиция изготовления гуслей из кленовых досок бесспорно существует.
Изготовление же флейт из кленовой доски явление в некоторой степени необычное и уникальное...
Автор ошибочно приводит этот пример в опровержение гусельной традиции Смоленщины,
а то время как эта песня является бесспорным доказательством того, что речь идёт именно о гуслях.
Привалов Н. (Беларусь)
25 Огромное уважение испытываю к исследователю, который изучая
культуру Беларуси изучил и беларуский язык. Разговаривал на нём и писал книги. Привожу этот фрагмент
в оригинале — это действительно здорово.
26 В начале статьи автор приводит несколько неправдоподобную
гипотезу о том как попали гусли к финнам. Т.к. в основу этой гипотезы положены некоторые очевидные
исторические ошибки, я её не привожу. Основной смысл гипотезы (и вот тут уже у меня возражений нет) — финны,
как народ, переселившийся в своё время с востока, заимствовали кантеле у китайцев, знавших
инструмент схожего типа - гуцинь - ещё до нашей эры.
27 Для беларусов здесь стоило бы конкретно привести историю
взаимоотношений балтов и славян.
28 Здесь опущен небольшой фрагмент о гудке из-за сильного отхода
в сторону от гусельной темы. Смысл опущенного фрагмента в том, что однострунные южно-славянские гусли
стали прямым прототипом смычкового гудка, а отнюдь не многострунных щипковых гуслей кантеле.
29 Привалов при жизни, как этнограф и коллекционер застал тот
период, когда в народных гуслях имели широкое распространение металлические колки. Следует быть к
этому готовым. На самом деле, использование металлических колков для приваловского времени - явление
относительно новое, хоть уже и распространённое.
30 Из-за этой фразы (приведённой в первой редакции монографии
И. Д. Назиной) я когда-то и загорелся идеей найти Приваловский оригинал. Я склоняюсь к тому, что
его гипотеза, о происхождении гуслей от кантеле, а тех, в свою очередь, каким-то образом от гуцинь
крайне правдоподобна.
31 Разговор идёт о бурдонах.
32 Строй принципиально совпадает со строем, который я использую
в своих инструментах. Мною строй был перенят у мастера Д. Вутиса (Латвия). Отличительное в
Приваловском строе - отсутствие седьмой ступени в диатонике (экономия струны, она и правда очень
редко используется в наигрышах) и бурдоны - октавой ниже основных струн - тоника и квинта. Это
наиболее удобный и традиционный строй для 9-струнного инструмента.
33 Этот факт и многие другие моменты, описывающие гусли как
беларуский народный инструмент, И. Д. Назина оспаривает в своих работах. Аргументируя это тем,
что Н. Привалов - недобросовестный исследователь и приводит свои наблюдения без доказательств.
Палубинскене, Вида (Литва)
34"Игра на канклях" - вольный перевод литовского слова в русском звучавшего бы как "гуслирование". Канкли - литовское название литовских гуслей -
kankles. Жемайтия и западная Аукштайтия - соответственно западная и центральная территории современной Литвы.
35 Здесь и далее по цитатам с Vida Palubinskienė идет
речь только о металлических колках.
36 Цент - в данном случае единица, на сотню которых делится
один полутон. Посмотрите на рисунок и вообразите себе, насколько интересное звучание у нотки "фа" при её +40
от "фа" темперированного.
37 Сувалькия - в статье идёт речь об юго-западной
территории современной Литвы пограничных с современной Польшей.
Назина И. Д. (Беларусь)
38 В этой статье Инна Дмитриевна пишет, что если гусли и были
на Беларуси, то вероятно под другим названием, ведь название "гусли" - собирательное, и у смоленско-полоцких
кривичей так мог называться музыкальный инструмент вообще (т. е. любой музыкальный инструмент).
Вероятно, что у гуслей было на Беларуси свое собственное название, и здесь надо обратить внимание на работы
Ф. Скорины. На представленной гравюре - изображение обыкновенной средневековой арфы, при чем настолько подробное,
что сделать это изображение мог только человек, который когда-нибудь держал такую арфу в руках или хотя бы
внимательно рассматривал реальный инструмент.
На гравюре просматриваются колки, резонатор, места, где струны опираются о резонатор... Обычный
художник-оформитель того времени опустил бы эти детали. Очевидно, что Скорина хорошо знал
средневековую арфу. Вместе с этим прочтя скориновский сравнительный анализ арфы (давыдавых гуслей)
с псалтирем (гуслями), можно предположить, что и с обычными традиционными крыловидными 10-струнными гуслями
Скорина был знаком.
Поветкин В. И. (Россия)
39 Эти гусли в своих ранних публикациях В.И. Поветкин называл "крыловидными".
Как более точное название тогда использовалось громоздкое "гусли с игровым окном". Термин
"лирообразные гусли" давно вертелся на языке.
Клотыньш А., Муктупавэлс В. (Латвия)
40 Беларуские народные инструменты также часто делались из
дуба или липы. На вопрос: "как такие инструменты звучат?" - Алесь Лось (беларуский музыкант и исследователь
беларуских народных музыкальных традиций) ответил, что для современного музыканта они звучат слишком тихо и
"неинтересно", и всё за то, что эти инструменты раньше исполняли исключительно сакральную функцию.
Поветкин В. И. (Россия)
41 Многие статьи на этой странице значительно сокращены, т.е. попросту из
контекста вырвано самое интересное. Эта статья В. И. Поветкина приводится практически полностью,
т.к. она просто напичкана любопытными фактами собранными и поданными довольно компактно в рамках одной статьи.
Кошелев В. В. (Россия)
42 Кошелев Владимир Васильевич — хранитель Коллекции музыкальных инструментов,
Санкт-Петербург, Шереметевский дворец, Музей музыки. Сегодня Владимир Васильевич — один из наиболее авторитетных
исследователей гуслей. Но в первую очередь для меня Владимир Васильевич со времени знакомства (2003 год) и по сей
день — непревзойдённый гуру в области гусельной терминологии и истории гусельной терминологии.
43 Как мне видится ситуация сегодня: термином звончатые называются исключительно
сборные на раме трапецивидные гусли (чаще всего 15-струнные с вирбелями, порожками, пружинами) — разновидность гуслей,
изобретённая Николаем Приваловым и Осипом Смоленским для Андреевского оркестра русских народных инструментов. И это прекрасно!
Я за сужение области применения терминов! Только так красивые слова с долгой историей становятся терминами.
44 Как я уже отмечал на странице "История гуслей", псалтиревидные (шлемовидные) гусли XV века
в живописи и археологии отличает вогнутое основание (нижняя царга). В гуслях XIX века нижняя царга прямая.
45 Тамга — родовой фамильный знак.
46 Меня очень позабавила эта история терминологии по Верткову, поэтому в обязательном порядке(!)
публикую соответствующий фрагмент этой лекции. Остаётся вопрос: как быть с терминологией, которой довольно успешно оперируют Фаминцын,
Привалов и другие исследоваители в довертковский, доатласный период. Обязательно нужно поговорить об этом с Владимиром Васильевичем.
Феофилакт Симокатта (Византия)
47 Феофилакт Симокатта (около 580 — не ранее 630). Годы написания "Истории": между 628 и 638 гг.
48 Маврикий — последний византийский император из династии Юстиниана в 582—602 годах.
49 Названия книг и глав приводятся в предисловии Н.В.Пигулевской, где она же в 1957 году обращает внимание, что историки до сих пор уточняют датировку описанных в работе Симокатты событий.
50 Аварский каганат. Баян I — первый аварский каган в 562—602 годах, полулегендарный основатель Аварского каганата.
51 Адм. единица Римской и Визант. империй на юго-востоке Балканского п-ова. Впервые упоминается под 69; адм. центр – г. Перинф.
52 Перинф. Он же Гераклея Мраморноморская. Он же Текирдаг (Турция) в наше время.
Поветкин В. И. (Россия)
53 Материал подписан как "1996". Вероятно, что текст статьи частично или полностью совпадает с ближайшей в библиографии В. И. Поветкина одноименной публикацией: "Загадка гуслей-псалтиря" // Чело. 1997. №1 (10). С. 9-11: ил. "Родники", №15.
Каменский А. Н. (Россия)
54 Пропущена вводная часть доклада с перечислением публикаций следующих авторов: А.С. Фаминцын, Б.А. Колчин, В.И. Поветкин, И. Тынурист, Т. Лейсиё, К. Райконен, Й. Коллтвейт, И. Тёмкин. А также история реставрации первых новгородских находок 1957 и 1975 гг.
Алесь Чумаков. Минск. 2024 год.
|