 
  
  
  
  
  
  
  
  
  | 
  | 
 9-струнные лирообразные гусли XIII века (модернизированные)
  $465
  (проданы, но всегда можно заказать себе похожие)
  (эти едут в Данию)
  Связаться с мастером и заказать инструмент
  
Лирообразные гусли [гусли с игровым окном] — самая старинная разновидность гуслей. 
О существовании гуслей такой конструкции не было никаких свидетельств до 1957 года.
В 1957 году на Неревском раскопе в Новгороде археологи находят необычайно красивые лирообразные гусли.
Степень сохранности - достаточная для довольно точного воссоздания этого инструмента.
Датировка: первая половина XIII в. Перед вами реконструкция этих гуслей.
На сегодняшний день в России, Украине и Польше найдены фрагменты уже 20 лирообразных гуслей XI—XIII вв, 
что позволяет говорить о лирообразных гуслях как о широком культурном явлении того времени.
  
С "неревской" находкой связаны несколько заблуждений, которые породила "вольная" реставрация оригинала. 
Среди прочих допущений, там был добавлен 9-й колок и, соответсвенно, 9-я струна, которой не было.
  
Часто, когда у меня просят изготовить реконструкцию этих гуслей, говорят: 
хочу 9 струн, как в музее. И вообще у молодых исполнителей существует странное 
стремление попростить гусли на как можно большее количество струн. 
Пытаюсь отговаривать, но иногда соглашаюсь сделать реконструкцию этих гуслей с 9-ю струнами.
  
А иногда просят: "мне обязательно, чтобы металлические колки были". Вот так случилось и на этот раз. 
Я представил себе во что превратятся "неревские" гусли с металлическими колками: в резном открылке между птичками XIII века - фортепианные вирбеля... открылок с громоздким, толстым вирбельбанком...
И придумал решение как совместить историю с современностью. Открылок инструмента оставляем абсолютно историчным, а модерн будет с противоположной стороны. 
Благо в области пятки мастер оригинальных "неревских" гуслей оставил прилично толщины для такой идеи.
Поначалу смущала идея колков с обеих сторон: деревянные в крыле, металлические в пятке. Сомневался, будет ли удобно. Но первый же опыт настройки снял все сомнения.
Удобно - не то слово. Быстрая подстройка деревянных колков руками, более точная - вирбелей внизу ключом. Инструмент выглядит со сцены как 100% исторический, весь модерн спрятан на коленях музыканта.
Я остался доволен и удобством, и звучанием, и готов эту модель изготавливать ещё. Сюда бы ещё датчик врезать - и вообще бы прекрасное решение было для коллектива средневековой музыки. Заказывайте!
Хотя я склоняюсь к полной реконструкции в деталях.
  
Корпус: ель. Ель — идеальный вариант для корпусов лирообразных гуслей.
В силу особенностей конструкции лирообразных гуслей материал корпуса у них должен обладать всеми свойствами, которыми в более поздних инструментах обладает голосная доска, дека.
Покрытие: вощение. 
  
Голосная доска: дуб. Дуб — единственный вариант дерева для голосной доски лирообразных гуслей. 
Это обусловлено необычной конструкцией лирообразных гуслей, которая прослеживается во всех археологических находках. 
 Колки: клён. Клён интересен как материал для колков тем, что волокна в нём невыраженные, он твёрдый, но в то же время поверхность клёна достаточно мягкая для того, чтобы колки великолепно подстроились под коническое колковое отверстие, плавно крутились и идеально держали строй.
  
 | 
 Струны: голые стальные, натяжение среднее, тональность до мажор. Металлические струны возможно стояли даже на оригинальных гуслях "Словиша" XI века, и наиболее подходят 
современному музыканту. Сечения струн в комплекте варьируются от 0.021" до 0.011". 
 | 
 Футляр: 
В комплекте каркасный сумочный футляр. Снаружи водонепроницаемая ткань, 
а все стенки проложены двумя слоями пенки и слоем жесткого пластика. 
Лучшая комплексная защита инструмента от воды, падений и ударов. 
Удобные лямки для переноски за спиной, мягкие ручки для горизонтальной 
и вертикальной переноски. Одно внутреннее отделение для настроечных ключей.
 
  
 |